Главная » Статьи » технологии

О МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

О МИНИМУМЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ИСКУССТВО»

Предмет «Изобразительное искусство» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ входит в образовательную область «Искусство», на изучение которой в инвариантной части выделяется 2 часа в неделю. На изучение образовательного компонента «Изобразительное искусство» в инвариантной части Базисного учебного плана рекомендуется выделять 1 час в неделю.

На изучение регионального компонента возможно выделение 10-15% времени инвариантной части Базисного учебного плана,. Отводимого на образовательную область «Искусство», и часов из вариативной части Базисного учебного плана.

Цели и задачи предмета «Изобразительное искусство» («Пластические искусства»)

Целью преподавания ИЗО (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладные искусства) является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьников к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития их личности.

Задачи преподавания ИЗО (пластических искусств):

· воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах;

· формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика;

· воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;

· обучение основам изобразительной  грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению - тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т. д.);

· систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;

· приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

· воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

Содержание предмета

Целостное представление о комплексе пластических искусств, их связь с жизнью. Представления о связи социальных (духовных) функций пластических искусств с их образными языками. Происхождение изобразительного искусства и его начальные формы. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративно-прикладного искусства (одежда, бижутерия, ткани, обои, керамика, ковроткачество и т. д.), конструктивного искусства (архитектура и дизайн).

Отличительные особенности жанров изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой жанр, исторический жанр, анималистический жанр).

Целостное представление о национальной художественной культуре, ее месте в культуре народов мира.

Многовековое культурное наследие всех народов России, связь и целостность художественного развития, народного и декоративно-прикладного искусства. Вклад культуры народов России в мировую художественную культуру.

Искусство и памятники культуры родного края.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Начальное образование

(1-4классы)

Основы художественной грамотности

Основы представления о месте пластических искусств в жизни людей.

Основы понятий о изобразительных, декоративных и конструктивных формах деятельности.

Первоначальные сведения о творчестве выдающихся русских (В.Васнецов, И.Билибин, М.Врубель, А.Саврасов, И.Шишкин, И.Левитан, И.Репин, В.Суриков, К.Юон, Б.Кустодиев, А.Пластов, Б.Неменский и др.) и зарубежных (Рафаэль, Рембрандт, Моне, Ван-Гог и др.) художников.

Творчество известных отечественных и зарубежных иллюстраторов детской книги: Е.Чарушин, Ю.Васнецов и др.

Основы представлений о русской национальной художественной культуре и ее связях с культурой других народов.

Основы представлений о художественно-образном языке изобразительных, декоративных, конструктивных форм искусства (народных и профессиональных).

Средства художественной выразительности (свет и тень, цвет, тон, объем, пропорции, пространство, ритм, силуэт, фактура, контур, пятно, линия, штрих, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, равновесие) как основы композиции в изобразительных, декоративных, конструктивных искусствах.

Начальные сведения о цветоведении (три основных цвета, их смешение, теплые, холодные, звонкие, глухие цвета, цветовой контраст), светотени, способах передачи пространства (загораживание, уменьшение форм, объемов при удалении).

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению (природа, предметный мир, человек, животные).

Инструменты, материалы и техника художественной деятельности, доступные начальной школе (акварель, гуашь, аппликация, мелки; тушь, бумагопластика, пластилин, глина и т.д.).

Российское и зарубежное классическое искусство (шедевры выдающихся художников).

Традиционные народные промыслы России (Хохлома, Гжель, Жостово, Павловский Посад и другие промыслы русских областей и национальных республик).

Ведущие художественные музеи России и других стран (Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Лувр, Дрезденская галерея, Прадо и др.).

Взаимосвязь изобразительного искусства с другими видами искусств.

Требования к уровню подготовки

· различать произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна и знать о роли этих искусств в жизни людей;

· знать о некоторых особенностях русской (национальной) художественной культуры (традиционная архитектура, одежда, декоративные искусства, праздники и т.д.);

· иметь начальные представления о выразительных возможностях художественных материалов, инструментов, элементарных техниках и уметь пользоваться ими;

· иметь начальные представления о пропорциях предметов, об элементарных законах перспективы, конструкции предметов и строения человека и уметь пользоваться ими;

· уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительных, декоративно-прикладных искусств, архитектуры, дизайна и определять их принадлежность к этим видам, художественного творчества;

· при выполнении практических работ в живописи, рисунке, лепке, конструировании, декоративных композиций уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции, фактура);

· знать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, великие памятники архитектуры России;

· знать об основные художественные музеи страны и мира и их роли в нашей культуре.

Основное образование

(5-9 классы)

Основы художественной грамотности

Художественный образ в сюжетных, орнаментальных, сюжетно-декоративных и объемно-пластических композициях.

Художественный образ изделий мастеров народных традиционных промыслов России, в творчестве художников декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Основные виды орнамента разных стран и народов, его символы и принципы композиционного построения. Орнамент как стиль эпохи.

Основы цветоведения, конструктивного строения формы, композиции, светотени и перспективы.

Язык изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры.

Средства художественной выразительности (формат, свет и тень, объем, пропорции, плановость, цвет, колорит, тон, силуэт, контур, пятно, линия, штрих, фактура, ритм, симметрия, асимметрия, контраст, нюанс, движение, равновесие, гармония, композиция).

Закономерность линейной и воздушной перспективы (линя горизонта, точки схода и т.д.). Закономерность светотени (свет, тень, блик, полутень, рефлекс, падающая тень). Основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра, ритм, силуэт и т.д.

Выполнение набросков, эскизов, а также длительных учебных и творческих работ (графических, живописных, лепки и конструирования, декоративных работ, изготовление изделий традиционных художественных промыслов в допустимых техниках).

Виды и жанры изобразительного искусства.

Основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства. Национальные традиции в изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве.

Русское классическое и современное искусство (шедевры и творчество выдающихся художников). Русская икона. Русская академическая живопись, передвижники, «Мир искусства» и другие художественные направления в русском изобразительном искусстве.

Творчество выдающихся русских художников, скульпторов,  архитекторов. А. Венецианов, А. Иванов, К. Брюллов, В. Перов, П. Федотов, А. Воронихин, А Захаров, В. Баженов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, А. Саврасов, В. Серов, И. Шишкин, И. Левитан, В. Поленов, М. Нестеров, К. Юон, Ю. Пименов, А. Дейнека, П. Корин, С. Коненков, Б. Мухина, М. Аникушин, Е. Кибрик, Б. Неменский и др.

Зарубежное классическое и современное изобразительное искусство: С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, С. Рафаэль, Б. Микеланджело, Рембрандт, Ф. Гойя, Э. Делакруа, Ж.-Б. Шарден, К. Моне, В. Ван-Гог, О. Ренуар, Э. Дега, П. Сезанн, А. Матисс, Р. Кент, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, П. Пикассо и др.).

Изделия традиционных художественных промыслов разных стран и народов. Центры народных художественных ремесел (Палех, Хохлома, Городец, Гжель, Кубачи и т.д.). Виды современного декоративно-прикладного искусства, дизайна.

Взаимосвязь изобразительных и других видов искусства.

Ведущие художественные музеи России и других стран (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея, Метрополитен и др.).

Художественные техники - акварель, гуашь, мелки, тушь, пластилин, глина, аппликация, бумажная пластика, монотипия.

Материалы и инструменты художественной деятельности: бумага (белая и цветная), картон, карандаши (графитные и цветные), акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, тушь, пластилин, природные материалы (шишки, листья. соломка и др.). Художественные инструменты (кисти - мягкие беличьи, щетинные, ручка с пером, палочка).

Своеобразие творчества художников региона. Национальные традиции мастеров декоративно-прикладного края, региона.

Требования к уровню подготовки выпускников.

Знать:

·      особенности образного языка изобразительных, декоративно-прикладных искусств, дизайна, архитектуры и их использование при создании пластических работ в живописи, рисунке, лепке, конструировании, декоративных работ;

·      основные этапы историй развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве, архитектуре; искусство и памятники культуры своего края. Традиционность и новаторство. Современные проблемы изобразительных (пластических) искусств;

·      выдающихся представителей изобразительных искусств своей страны и мира, их основных произведений, основные музеи изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры и их роли в развитии и сохранении культуры России и человечества;

·      роль и особенности отечественного (русского и национального) искусства в мировом художественном процессе;

·      роль изобразительных искусств в формировании образных языков синтетических искусств (театр, кино, телевидение);

·      взаимосвязь реальной действительности с ее изображением (выражением) в искусствах;

·      основные художественно- изобразительные средства графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладных искусств, архитектуры и дизайна;

·      основные закономерности конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, цветоведения, композиции.

Уметь:

·      видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры; передавать в своих рисунках эмоциональное отношение к изображаемому;

·      использовать язык изобразительного искусства и художественные материалы на доступном уровне при создании графических, живописных, декоративных и конструктивных работ; работать с цветом, тоном, линией, пространством, формой; самостоятельно использовать основы цветоведения, светотени, перспективы и композиции;

·      владеть основными навыками изображения отдельных предметов, натюрморта, пейзажа, интерьера, фигуры человека, животных; выполнять на доступном уровне творческую композицию в объеме или на плоскости по предложенной теме;

·      высказывать аргументированные суждения о произведениях изобразительного искусства "золотого фонда” отечественных и зарубежных художников;

·      при иллюстрировании литературных произведений в рисунках, живописи, в скульптуре передавать характерные особенности эпохи (архитектуры, костюмов, деталей быта и т.п.), ландшафта, интерьера и времени действия;

·      в тематической композиции применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла, основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра.


Категория: технологии | Добавил: Luxs (27.10.2013)
Просмотров: 1883 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0