Главная » Статьи » Разное |
Статья 5 Закона РФ
«Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан Российской
Федерации в области образования, в том числе гражданам Российской Федерации
гарантируется возможность получения образования независимо от состояния
здоровья. В соответствии с пунктом 6 указанной статьи государство
создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими
образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе
специальных педагогических подходов. Родители вправе не сообщать диагноз ребенка при приеме его в
образовательное учреждение (статья 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и
гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1), а
администрация учреждения не имеет права получать эту информацию ни от кого,
кроме родителя (законного представителя) ребенка. В статье 5 Закона РФ «Об образовании» законодательно
утверждается повышенное внимание к особым детям: «Государство создает гражданам
с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов». Ответственность за реализацию права на образование несут:
«Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения,
органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и
образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования,
среднего профессионального и высшего профессионального образования в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации»(Статья 18 Федерального
закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации».). Статьи 50, 52 Закона РФ «Об образовании» предоставляют право
выбирать формы получения образования родителям несовершеннолетних детей и
совершеннолетним гражданам Российской Федерации. Принимая во внимание разнообразные потребности и возможности
личности, государство предоставило возможность получения образования в
следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной
(вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается также сочетание различных форм получения
образования (статья 10 Закона РФ «Об образовании»). Все формы в законе
равноправны, и, следовательно, государство приняло на себя обязательства
финансировать любую из выбранных родителями форм. Барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учащихся и
социальных контекстов их бытия: профессиональные установки учителей отсутствие гибких образовательных стандартов сложившаяся миграционная политика проявление «гиперопеки» в отношении ребёнка с особенностями
в развитии. Структура нарушений у детей с ОВЗ Основные цели психолого-педагогического сопровождения и обучения
ребенка с ОВЗ определение особых образовательных потребностей детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательного
процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с
ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы
начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении осуществление индивидуально ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии) Основные задачи психолого-педагогического сопровождения и
обучения ребенка с ОВЗ разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых
занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом
развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения обеспечение возможности обучения и воспитания по
дополнительным образовательным программам и получения дополнительных
образовательных коррекционных услуг реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей
с ограниченными возможностями здоровья оказание консультативной и методической помощи
родителям (законным представителям)
детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным,
правовым и другим вопросам Основные понятия Инклюзивная культура – принятие школьным сообществом
ценностей инклюзии, понимание необходимости поддержки индивидуальности,
реализации потребности в развитии каждого его участника независимо от
«стартовых» возможностей Инклюзивная политика – стратегия развития образовательного
учреждения, необходимые изменения в управлении и педагогической деятельности,
минимизация авторитарных подходов в воспитании и обучении, создание условий для
творческой продуктивной деятельности, как сотрудников образовательного
учреждения, так и родителей и учащихся (воспитанников), включение в работу всех
видов поддержки. С инклюзивной политикой связано планирование деятельности учреждения
в направлении развития инклюзивной практики. Инклюзивная практика – методический аспект, выбор содержания
образования, форм, методов и технологий его реализации с опорой на активную
позицию всех участников образовательного процесса – педагогов, детей,
родителей. С инклюзивной практикой напрямую связан поиск необходимых для
успешной адаптации в ОУ и развития детей разнообразных ресурсов (человеческих,
материальных, информационных и др.) Основные понятия индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в
образовательном учреждении – система конкретных совместных действий
администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды
специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе
включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс индивидуальный образовательный план (индивидуальная
программа развития) – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на
определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями
ребенка Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в
интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий
в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников
образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных
условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип
обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей
(законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями
(законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с
ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные)
образовательные учреждения (классы, группы). Основные направления работы Направления связаны с основным содержанием
психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы: Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного
обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует
формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных) Основные направления работы Консультативная работа обеспечивает непрерывность
специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их
семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических
условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся Информационно-просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками
образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими
недостатки в развитии), их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Диагностическая работа : своевременное выявление детей, нуждающихся в
специализированной помощи ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном
учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей
адаптации комплексный сбор сведений о ребёнке на основании
диагностической информации от специалистов разного профиля определение уровня актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Диагностическая работа : изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания ребёнка изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
ребёнка с ограниченными возможностями здоровья системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Коррекционно-развивающая работа: выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов
обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями организация и проведение специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений в развитии и трудностей обучения Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Коррекционно-развивающая работа: системное воздействие на учебно-познавательную деятельность
ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекция и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и
психокоррекция его поведения; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий
жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Консультативная работа: создание рекомендаций по основным направлениям работы с
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников
образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья; консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии
воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Информационно-просветительская работа: ведение просветительской деятельности в форме лекций, бесед,
тестирования, создания и использования печатных материалов, направленных на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим,
так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными
возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные этапы работы по психолого-педагогическому
сопровождению образовательного процесса Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента
обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их
особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью
соответствия требованиям программно-методического обеспечения,
материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации
(организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является
особым образом организованный образовательный процесс, имеющий
коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения
детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Основные этапы работы по психолого-педагогическому сопровождению
образовательного процесса Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной
среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является
констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих
и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в
образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. Механизмы реализации образовательных программ Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в
образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребёнка,
предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего
развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой,
эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка. Механизмы реализации образовательных программ Консолидация усилий разных специалистов в области
психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему
комплексного психолого‑медико-педагогического
сопровождения и эффективно решать
проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы
организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это
консилиумы (ПМПк) и службы сопровождения образовательного учреждения, которые
предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным
представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов,
связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей
с ограниченными возможностями здоровья. Механизмы реализации образовательных программ Социальное партнёрство (профессиональное взаимодействие
образовательного учреждения с внешними ресурсами – организациями различных
ведомств, общественными организациями и другими институтами общества): сотрудничество с учреждениями образования и другими
ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации,
социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество со средствами массовой информации, а также с
негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями
инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья; сотрудничество с родительской общественностью. Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение дифференцированных условий образования: оптимальный режим учебных нагрузок вариативные формы получения образования и специализированной
помощи в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение психолого-педагогических условий сопровождения
образовательного процесса: коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса учёт индивидуальных особенностей ребёнка соблюдение комфортного психоэмоционального режима использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение специализированных условий образования: выдвижение комплекса специальных задач обучения,
ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья введение в содержание обучения специальных разделов,
направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании
образования нормально развивающегося сверстника использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на
особые образовательные потребности детей дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения в развитии ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях) Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм) обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями
здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих
сложные нарушения психического и (или) физического развития Требования к условиям реализации образовательных программ Программно‑методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут
быть использованы коррекционно‑развивающие программы,
диагностический и коррекционно-развивающий
инструментарий, необходимый для осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога,
социального педагога, учителя-логопеда,
учителя-дефектолога и др. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями
психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану
целесообразным является использование специальных (коррекционных)
образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе
цифровых образовательных ресурсов Требования к условиям реализации образовательных программ Кадровое обеспечение Важным моментом реализации программы коррекционной работы
является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться
специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное
образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды
профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего
образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического
развития следует вводить в штатное
расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя‑дефектологи, учителя‑логопеды, педагоги‑психологи, социальные
педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень
квалификации работников
образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать
квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Требования к условиям реализации образовательных программ Кадровое обеспечение Специфика организации образовательной и коррекционной работы
с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной
подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для
этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и
повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся
решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое
представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с
ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации
образовательного и реабилитационного процесса. Требования к условиям реализации образовательных программ Материально‑техническое обеспечение Создание надлежащей материально‑технической базы, позволяющей
обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие
материально‑технические условия, обеспечивающие
возможность для
беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического
развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их
пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты,
специально оборудованные учебные места, специализированное учебное,
реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические
средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и
коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных
кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения
медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических
мероприятий, хозяйственно‑бытового и санитарно-гигиенического обслуживания). Требования к условиям реализации образовательных программ Информационное обеспечение Создание информационной образовательной среды и на ее основе
развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении,
с использованием современных информационных и коммуникационных технологий Создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к
сетевым источникам информации Доступ к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов Требования к условиям реализации образовательных программ Информационное обеспечение Взаимодействие специалистов образовательного учреждения,
(обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе): комплексность в определении и решении проблем, связанных с
наличием специальных образовательных потребностей у ребёнка, предоставление ему
квалифицированной помощи специалистов разного профиля многоаспектный анализ личностного и познавательного развития
ребёнка составление комплексных индивидуальных программ общего
развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой,
эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка Требования к результатам Смена образовательной парадигмы: Личностные результаты образовательной деятельности Метапредметные результаты образовательной деятельности Предметные результаты образовательной деятельности Личностные универсальные учебные действия СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ | |
Просмотров: 3710 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |