Главная » Статьи » Уроки ИЗО в СКОШ |
Образование учащихся с особыми потребностями В соответствии с пунктом 6 указанной статьи государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Родители вправе не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (статья 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-1), а администрация учреждения не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка. В статье 5 Закона РФ «Об образовании» законодательно утверждается повышенное внимание к особым детям: «Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Ответственность за реализацию права на образование несут: «Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения, органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации»(Статья 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».). Статьи 50, 52 Закона РФ «Об образовании» предоставляют право выбирать формы получения образования родителям несовершеннолетних детей и совершеннолетним гражданам Российской Федерации. Принимая во внимание разнообразные потребности и возможности личности, государство предоставило возможность получения образования в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается также сочетание различных форм получения образования (статья 10 Закона РФ «Об образовании»). Все формы в законе равноправны, и, следовательно, государство приняло на себя обязательства финансировать любую из выбранных родителями форм. Барьеры, возникающие в результате взаимоотношений учащихся и социальных контекстов их бытия: профессиональные установки учителей отсутствие гибких образовательных стандартов сложившаяся миграционная политика проявление «гиперопеки» в отношении ребёнка с особенностями в развитии. Структура нарушений у детей с ОВЗ Основные цели психолого-педагогического сопровождения и обучения ребенка с ОВЗ определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) Основные задачи психолого-педагогического сопровождения и обучения ребенка с ОВЗ разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам Основные понятия Инклюзивная культура – принятие школьным сообществом ценностей инклюзии, понимание необходимости поддержки индивидуальности, реализации потребности в развитии каждого его участника независимо от «стартовых» возможностей Инклюзивная политика – стратегия развития образовательного учреждения, необходимые изменения в управлении и педагогической деятельности, минимизация авторитарных подходов в воспитании и обучении, создание условий для творческой продуктивной деятельности, как сотрудников образовательного учреждения, так и родителей и учащихся (воспитанников), включение в работу всех видов поддержки. С инклюзивной политикой связано планирование деятельности учреждения в направлении развития инклюзивной практики. Инклюзивная практика – методический аспект, выбор содержания образования, форм, методов и технологий его реализации с опорой на активную позицию всех участников образовательного процесса – педагогов, детей, родителей. С инклюзивной практикой напрямую связан поиск необходимых для успешной адаптации в ОУ и развития детей разнообразных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и др.) Основные понятия индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении – система конкретных совместных действий администрации, педагогического коллектива, междисциплинарной команды специалистов сопровождения образовательного учреждения, родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс индивидуальный образовательный план (индивидуальная программа развития) – документ, отражающий и закрепляющий эту систему на определенный период, утвержденный директором ОУ и подписанный родителями ребенка Основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Основные направления работы Направления связаны с основным содержанием психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы: Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) Основные направления работы Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Диагностическая работа : своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Диагностическая работа : изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Коррекционно-развивающая работа: выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений в развитии и трудностей обучения Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Коррекционно-развивающая работа: системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; коррекция и развитие высших психических функций; развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения; социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Консультативная работа: создание рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Содержание работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Информационно-просветительская работа: ведение просветительской деятельности в форме лекций, бесед, тестирования, создания и использования печатных материалов, направленных на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные этапы работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Основные этапы работы по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы. Механизмы реализации образовательных программ Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка; составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка. Механизмы реализации образовательных программ Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы (ПМПк) и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Механизмы реализации образовательных программ Социальное партнёрство (профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами – организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества): сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с родительской общественностью. Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение дифференцированных условий образования: оптимальный режим учебных нагрузок вариативные формы получения образования и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение психолого-педагогических условий сопровождения образовательного процесса: коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса учёт индивидуальных особенностей ребёнка соблюдение комфортного психоэмоционального режима использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение специализированных условий образования: выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения в развитии ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях) Требования к условиям реализации образовательных программ Психолого-педагогическое обеспечение: обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм) обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития Требования к условиям реализации образовательных программ Программно‑методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно‑развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов Требования к условиям реализации образовательных программ Кадровое обеспечение Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы. С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательных учреждений ставки педагогических (учителя‑дефектологи, учителя‑логопеды, педагоги‑психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Требования к условиям реализации образовательных программ Кадровое обеспечение Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса. Требования к условиям реализации образовательных программ Материально‑техническое обеспечение Создание надлежащей материально‑технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно‑развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально‑технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно‑бытового и санитарно-гигиенического обслуживания). Требования к условиям реализации образовательных программ Информационное обеспечение Создание информационной образовательной среды и на ее основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационных и коммуникационных технологий Создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации Доступ к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов Требования к условиям реализации образовательных программ Информационное обеспечение Взаимодействие специалистов образовательного учреждения, (обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе): комплексность в определении и решении проблем, связанных с наличием специальных образовательных потребностей у ребёнка, предоставление ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка Требования к результатам Смена образовательной парадигмы: Личностные результаты образовательной деятельности Метапредметные результаты образовательной деятельности Предметные результаты образовательной деятельности Личностные универсальные учебные действия СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ | |
Просмотров: 1173 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |