Главная » Статьи » технологии |
Любой
технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств
и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике. Сегодня всех
педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и
воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые
методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу
природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и
самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о
всестороннем развитии личности ученика. Одна из ошибок
общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы
учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей:
роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство
развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую
остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят
репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что
перегружает память и не развивает мышление школьника. Психологи
утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в
области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут
успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные
требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет
интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою
неполноценность. Из этого
следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс.
Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и
предъявляемыми к ним требованиями. Изменить такое
положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа
знаний к всестороннему развитию личности. Именно возможность саморазвития и
самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в
современном мире. Это означает психологизацию образования, построение и контроль
образовательного процесса от возможностей и потребностей ученика. Появившиеся в последнее
десятилетие в России нетрадиционные системы образования провозгласили основной
ценностью развитие личности, что и является сегодня приоритетной задачей
педагогики. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению роли личности в
образовательном процессе. Педагогика - область человеческой деятельности. Следовательно, она
включает в свою структуру объекты и субъекты процесса. Академик РАО
В.В. Давыдов ввел в науку понятие «содержательное
обобщение», в соответствии с которым
человек представляет собой совокупность физического и психического содержания. Взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном
производстве, человек проявляет различные качества и свойства, совокупность
которых образует личность. «Личность, - пишет Г.К.
Селевко в книге "Современные образовательные технологии" (М.:
"Народное образование", 1998), - это психическая, духовная сущность
человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств: -совокупность социально
значимых свойств человека; -система отношений к миру и с
миром, к себе и с самим собой; -система деятельности,
социальных ролей, поведенческих актов; -осознание окружающего мира и
себя в нем; -система потребностей; -совокупность способностей и
творческих возможностей; -совокупность реакций на
внешние условия и т.д.» (с.5-6). В течение жизни личность
претерпевает изменения, которые называют развитием.
Способность к развитию заложена в человеке природой. Рассмотрим, что
такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности. Развитие - фундаментальное философское
и научное понятие. В словарях даются различные толкования этого понятия,
которые имеют свои акценты и взаимодополняют друг друга. Наибольшее
распространение получили следующие определения этого понятия: 1)."Развитие - необратимое, направленное,
закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в
результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его
состава или структуры". («Советский энциклопедический словарь», М.,
«Советская энциклопедия». - 1987, с. 1097) То есть, развитие изменяет объект (в
нашем случае - детей, педагогов и родителей), состав и содержание деятельности
учреждения дополнительного образования детей. 2)."Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение
материальных и идеальных объектов" («Философский энциклопедический
словарь». -М., 1993, с. 561). 3).Развитие - «процесс закономерного
изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от
старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к
сложному, от низшего к высшему" («Словарь русского языка» С.И. Ожегова,
М., «Русский язык», 1987, с. 558). То есть, в основе развития лежит процесс создания
и освоения новшества. 4)."Развитие - эволюция, изменение,
приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной
ценности". (Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», С.-Петербург,
1904, т. 79, с. 135). В этом определении подчеркивается субъективная природа
развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов
развития с социальными ценностями. 5).Развитие - процесс закономерного
изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от
старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Исходя из этих понятий, конкретизируем понятие
"развитие" применительно к личности обучающегося: -развитие - это
качественные и количественные изменения, т.е. изменившаяся личность с новыми
свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не
свойственные ей ранее; -развитие –
процесс внутреннего и внешнего изменения личности; -развиваться может объект, приобретя субъектные функции,
т.е. обучающийся ставит цели своей деятельности, определяет способы их
достижения и т.п., одним словом, становится субъектом; Исходя из
этого, можно сказать, что развитие
личности - это направленное, закономерное физическое и психическое
изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного
педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному изменению состояния и свойств обучающихся,
улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной
ценности. Жизнь
опровергла постулаты советской педагогики: "все дети по способностям
равны" и "ребенок — чистый лист, на котором можно написать все, что
угодно". Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и
свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для
отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на
категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все ее стороны.
Структура качеств
личности
По К.К. Платонову в структуре
личности сочетаются биологические (наследственные)
и социальные (приобретенные)
качества, составляющие подсистемы: 1) индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в
темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные
наследственностью, заложенные от природы; их «ломать» нельзя: нужно заботиться
о том, чтобы выявить задатки, которые заложены и которые еще не раскрылись; 2) психологические характеристики, т.е. качества, характеризующие
индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже
заложены от природы, но эти качества нужно развивать; 3) опыт личности, включающий то, что формируется в процессе обучения и
практической деятельности. Главное, по замечанию Л.С. Выготского, - социальное
развитие личности: «Вне деятельности нет развития». Следовательно, каждого
ученика нужно включить в деятельность, причем не всякая деятельность будет
развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития». 4) направленность личности, выражающая ее потребности (нужду в
чем-либо), мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества,
определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие
психологической основой поведения. Названные
качества структуры личности можно представить в виде схемы:
Все подсистемы качеств
личности связаны между собой, обуславливают и часто компенсируют друг друга,
представляя целостную систему. Природа заложила в каждого человека сложный, но
безупречно работающий механизм самоорганизации, саморазвития и самообучения. И
главная деталь этого механизма – чувственный опыт, который способен перевести
все внешние признаки окружающих явлений в систему адекватных оценок, рефлексии
и мотивации. Роль педагога – помочь ребенку использовать заложенный в него
природой универсальный механизм. Возникает
вопрос: что может развиваться в учениках
на занятиях? 1.Ощущение.
2.Восприятие. 3.Воображение. 4.Память. 5.Внимание. 6.Воля. 7.Мышление
(мыслительные приемы). 8.Деятельность практическая (мыслительные операции).
9.Личностные качества (ответственность, самостоятельность, нравственность и
др.). Педагог может
развивать на занятиях все психические функции ученика. Но для того чтобы
процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь расставлять приоритеты и
под выбранные цели проектировать образовательный процесс. Основанием для
расстановки приоритетов в выборе целей развития является как состояние
конкретного ученика, так и образовательные цели предмета. Если нет потребности
в специальной коррекции состояния ученика, то на первое место выступают цели развития
мышления (овладение мыслительными операциями синтеза, анализа, сравнения,
абстрактирования, конкретизации и др.) и цели развития практических предметных
умений. Психическое развитие личности присуще каждому индивиду от природы.
Особенности строения мозга и нервной системы индивидуальны для каждого человека
и называются задатками. На основе задатков у личности
развиваются способности, которые
становятся неотъемлемым качеством личности. Их нельзя забыть, как
"знания", нельзя разучиться что-либо делать, потому что забыл.
Способность, рассматриваемая как владение обобщенным способом деятельности,
может только усиливаться, наращиваться с течением времени, если для этого
создаются особые условия, предлагается пространство для ее проявления. Для практики образования очень важны способности ребенка, проявляющиеся в
образовательной деятельности и определяющие особую характеристику личности — уровень умственного развития. Уровень умственного развития ребенка в педагогической практике связывают
прежде всего с его успехами. По уровню общего умственного развития (обучаемости + обученности) выделяют
следующие группы детей: — малоспособные дети (с аномалиями развития
задатков): с задержкой психического развития, с развитием значительно ниже
нормы; такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний,
умений и навыков. Они составляют до 5% детей; их надо обучать по особой
программе, с особыми целями; — педагогически запущенные дети: настолько
слабая обученность, даже в условиях дополнительного образования их трудно
вывести на возрастную норму достижений; однако при достаточном времени и
средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным
оценкам колеблется в пределах 10-40%); — дети со средним уровнем
умственного развития, которые соответствуют
среднестатистической норме и составляют большинство — 60-70%); — способные, продвинутые в
развитии, быстро "схватывают" и много знают по сравнению со своими
сверстниками, это основная часть отличников и хорошистов — 5-10%; — одаренные, или талантливые:
им по силам то, с чем не могут справиться все остальные; они могут учиться в
высоком темпе; составляют 1-3% учащихся. Период детства
характеризуется проявлением талантов. Поддержка и развитие детского творчества
– одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный
педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. Оно
по своей сути личностно-ориентировано, индивидуализировано, не обременено
никакими госстандартами, направлено на интересы ребенка, его социальную
адаптацию в среде. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности
создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на
воспитании и укреплении его личностного достоинства и особенно важно, поскольку
не все дети обладают способностями к академическому учению. Помимо этого, выход
на другие сферы деятельности положительно сказывается на результатах общего
образования. Уже с
дошкольного возраста многие дети начинают избирательно относиться к различным
видам и сферам деятельности, проявлять интерес,
который выражает избирательное предпочтение данных предметов и явлений
окружающего мира. Это особенно важно для системы дополнительного образования
детей, которая предоставляет условия для развития этих способностей. Развитие
интереса выражается в появлении
склонности — предпочтения, пристрастия к определенному виду деятельности и
формировании соответствующих этой деятельности специальных способностей. К старшему
школьному возрасту познавательные интересы детей соединяются с социальными,
появляется ориентация на профессию. Поэтому очень важно как можно раньше
выявлять и формировать специальные способности детей. Ребенок по
природе – исследователь. Эта способность подкреплена на эмоциональном уровне
чувствами любопытства, радости открытия и достижения цели. Развивая
исследовательские качества ребенка, педагог гарантирует ему успешный процесс
непрерывного самообразвания в зрелом возрасте, что и определяет его
состоятельность как личности и профессионала. Полноценное
развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при
условии воздействия социальной среды. Как отмечает А. Анастази в книге
«Дифференциальная педагогика индивидуальных различий: тексты. (М., 1982):
"Индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными
взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой...
Наследственность допускает очень широкие границы поведения. Внутри же этих
границ результат процесса развития зависит от его внешней среды." Для обеспечения
оптимальных условий развития детей в учреждении дополнительного образования
детей требуется педагогическая среда, моделирующаяся с максимальным
приближением к окружающему социуму. Возможный вариант 4-х уровневой
педагогической среды предложили педагоги
из Ярославля: 1 уровень –
сфера общения, ролевых игр и учебной практики. Задача – позволить детям
испытать полученные знания и оценить их социальную. Значимость. 2 уровень –
область творческой ориентации. Задача – дать детям возможность выбрать
интересный и доступный вид деятельности. 3 уровень –
включение ребенка в процесс социализированного обучения. Задача – заложить
основу профессиональных знаний и развить способности. 4 уровень –
индивидуальная работа с наиболее одаренными детьми в рамках исследовательской
творческой деятельности. Перечисленные
уровни взаимосвязаны в образовательном процессе. Значительная
роль в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах принадлежит
взрослым и сверстникам. Взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности
общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности,
морали и продолжает оставаться главным фактором формирования личности ребенка. Общение со
сверстниками, сравнение себя с другими приводит к тому, что у детей возникает
интерес к себе, к собственной личности, к выявлению и оценке своих возможностей,
а это является важнейшим содержанием психического развития детей становится самопознание. Таким образом,
развитие ребенка на всех этапах происходит в непосредственном общении с
окружающими людьми, которые помогают ему усвоить накопленный человечеством опыт
и войти полноправным членом в социальную среду. Знание и учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей при включении их в деятельность
позволяет, с одной стороны, выбирать тот учебный материал, который дети
способны усвоить, с другой стороны, строить процесс обучения таким образом,
чтобы ребенок лучше развивался. Исходя из
сказанного, формирование личности
понимается нами как: -развитие, т.е. процесс прогрессивных
или регрессивных внутренних изменений личности; -социализация, т.е. изменение личности
под влиянием внешних условий, во взаимодействии с окружающей средой в процессе
усвоения культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и
самореализация в обществе; -воспитание, т.е. целенаправленное
изменение личности, содействие
формированию системы ценностных отношений к миру на уровне современной
культуры. Все сказанное
находит отражение в таких практических задачах,
которые решает дополнительное образование детей, как: - творческая ориентация
детей дошкольного и школьного возраста; -
психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка; - организация
индивидуальной работы с одаренными детьми; - социальная
защита, поддержка, реабилитация и адаптация детей к жизни в обществе; - организация
необходимых условий для наиболее полного удовлетворения интересов и
потребностей детей; -
психолого-педагогическая диагностика творческого потенциала каждого ребенка; - организация
широкого спектра деятельности детей и учет их индивидуальных способностей,
формирование способностей и качеств личности с учетом природных задатков,
склонностей и жизненного опыта. В учреждении
дополнительного образования детей в отличие от массовой школы имеются все
условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и
интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в
зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей,
способностей и запросов каждого ребенка. Условием
эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании
является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя
навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно
предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить
приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования
учебная программа создается под каждого ученика. Учреждения
дополнительного образования детей обладают большей свободой по сравнению с
массовой школой и по своей специфике обязаны обновлять содержание своей
деятельности и совершенствовать методику и технологию преподавания, создавать
условия для каждого обучающегося, учитывая его возможности и способности.
Внешкольные учреждения оказались на передовой педагогики, не желающей мириться
с бытующими взглядами на ребенка как на «полуфабрикат», из которого человека
предстоит делать. Они отстаивают самоценность детского возраста, уникальность
мироощущения ребенка, его творчества, дающего ему ощущение радости, гармонии,
полноты жизни. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия
обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не
"выпадает" из учебного процесса. В соответствии
с выбранной концепцией личностно-ориентированного обучения в учреждениях
дополнительного образования детей сформировалась система
психолого-педагогической диагностики и мониторинга развития личности в
обучении, содержащая следующие элементы: мотивация, воспитанность,
нравственность, познавательный интерес, общеучебные умения и навыки,
тревожность, темперамент. Особое внимание психологи уделяют формированию и
динамике развития социально-значимых качеств личности. Таким образом, каждый
ребенок уникален, он – личность, "продукт" воспитательного
воздействия. Поэтому самая ответственная задача педагогики дополнительного
образования – изучить личность ребенка. Для этого требуются специальные тесты,
условия, механизмы, после которых педагог может начать системное обучение и
воспитание в рамках выбранной технологии. Только при условии всестороннего
изучения ребенка возможна разработка индивидуальных программ его развития,
выбор эффективных форм воспитания, создание и использование педагогически
оправданных, привлекательных программ. «Рождение» личности связано с
превращением ребенка из сравнительно пассивного элемента в активного и
созидательного субъекта взаимоотношений с окружающей действительностью. Каждый
шаг ребенка в учреждении дополнительного образования детей является шагом к
утверждению своей личности.
| ||||||||||||||
Просмотров: 2423 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |