Главная » Статьи » технологии |
Педагогическая технология
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) «Расти должны все цветы» Евангелие Закатова Ирина Николаевна - заслуженный учитель РФ, директор «Культурологического социально-педагогического комплекса» на базе школы № 59 г. Ярославля, кандидат педагогических наук. Особенности дифференциации по интересам. Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Поэтому совершенно естественно предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (углубления, уклоны, профили, факультативы, клубная деятельность). Дифференциация по интересам по своему влиянию на результаты обучения и воспитания не менее значима, чем дифференциация по уровню развития. Классификационные параметры
^ • Развитие эмоциональной сферы личности (СЭН). • Развитие творческих способностей, созидательных качеств личности. • Воспитание человека высокой гуманитарной культуры. • Превращение школы из преимущественно просветительного учреждения в центр духовной, нравственной и эстетической культуры (СЭН). ^ • Основная гипотеза: только в атмосфере высокой гуманитарной культуры и только на основе широкой гуманизации школьного образования, освоения богатств мировой художественной культуры возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить духовные и материальные богатства общества и способствующую восстановлению и обогащению его духовности. • Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно-ориентированной школы. • Использование дифференциации обучения детей по интересам как главной мотивационной базы обучения. • Сохранение базового ядра образования, обеспечивающее возможность перехода ребенка с одного отделения на другое. • Гуманизация содержания образования, насыщение его «кислородом» гуманитарной культуры. • Обеспечение достоверной психологической диагностики способностей школьника. ^ На основе этих принципов разрабатывается и выращивается новая, культуровоспитывающая технология среднего образования, которая должна привести к формированию человека высокой гуманитарной культуры. В учебно-воспитательном процессе представлены все основные направления гуманитарной культуры, из которых ребенок может выбрать то, что соответствует его интересам, то есть используется модель дифференцированного обучения по интересам. Веер культурологических направлений дифференциации включает восемь учебных отделений. ^ (обучение восприятию музыки, пению в хоре, игре на каком-либо инструменте, ознакомление с богатством русской национальной и мировой музыкальной культуры). ^ (обучение восприятию красоты природы, произведений изобразительного искусства, гармонии цвета, развитие чувства прекрасного, навыков рисования, лепки, ваяния, декоративного искусства, дизайна). ^ (обучение родному и иностранным языкам, навыки красивой и выразительной речи, культура общения, углубленное изучение человековедческих и философских знаний, этики и эстетики, знакомство с мировой художественной литературой, искусством театра и кино). ^ (знакомство с духовной культурой, с этикой, историей религии, мифологией, освоение нрав ственных богатств народа, военно-патриотическая подготовка). ^ (ознакомление с проблемами сохранения природы, среды обитания человека, уникальной человеческой куль туры. Воспитание любви к природе, углубленное изучение географии, биологии и химии). ^ (воспитание здорового образа жизни, правильного отношения к своему здоровью, культ физической красоты, занятия различными видами спорта, обучение основам медицинских и психологических знаний). Совершенно естественно, что все интересы детей микрорайона не ограничиваются одной только гуманитарной, культурологической сферой. Определенная часть ребят расположена к восприятию практических умений, технических и математических знаний. ^ (углубленные занятия по предметам математики, физики, химии, ознакомление с научными методами изучения природы, обучение решению количественных задач с помощью компьютера). ^ (овладение современными прикладными ремеслами-искусствами: слесарными, токарными и столярными умениями, выпиливанием, резьбой по дереву, гравировкой, лепкой, моделированием, шитьем, вышивкой, вязанием и т.п., формирование умений и навыков общей культуры труда). Культурологические направления организуются с 1 класса. Отделения не являются профилями для поступления в определенные учебные заведения. Они: - олицетворяют конкретный интерес для ребенка, обеспечивают мотивационный аспект его ученья; - являются культурным фоном, культурной составляющей образования (не обходимой любому человеку, любому специалисту); - могут быть для некоторых детей и первой ступенькой к профессиональному выбору, могут выводить их на фарватер профессионального самоопределения; для этого на старшей ступени предусмотрено развитие дифференциации обучения внутри самих отделений, переход дифференцированного обучения в профильное и даже индивидуальное, готовящее выпускников к продолжению образования в определенном учебном заведении или к определенному виду деятельности. ^ Каждое из отделений использует специфические частнометодические и локальные технологии: • музыкального образования Д.Б.Кабалевского, В.В.Кирюшина, В.В.Емельянова; • художественного образования В.С.Кузина, Б.М.Йеменского; • филологического образования Г.Н.Кудиной, В.А.Левина, Е.И.Пассова. З.И.Новлянской; • нравственного воспитания А.И.Шемшуриной, А.И.Кочетова; • экологического воспитания Н.Т.Суравегиной, Т.В.Кучер и т.д. Весьма важной, но нелегкой задачей технологии является определение специальных данных детей - интересов и склонностей, задатков и способностей. ^ • ежегодный параллельный анкетный опрос учащихся V-XI классов, их родителей и классных руководителей; • тестирование развития специальных способностей; • определение готовности и области интересов ребенка, поступающего в I класс; • определение интересов и данных для дифференциации при переходе из начальной школы в среднюю ступень; • профориентационную диагностику при переходе из средней ступени в старшую. Положительные и отрицательные аспекты дифференциации по интересам: ^
Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существует некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50% учебного времени отводится на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов в каждом пакете. Список использованной литературы 1. Выготский Л .С. Психология искусства. - М., 1968. 2. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986. 3. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. -1993. -N» 1. 4. Джуршскш Л.Я. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Знание, 1989. 5. Каптерев П.Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М., 1982. 6. Кузина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М., 1988. 7. Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. -1992. - №3,4. 8. ЛукА.Н. Эмоции и личность. - М., 1982. 9 Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. - М-, 1973. 10. Маанди НА. Школа моей мечты // Народное образование. -1995. - №3. 11. Олыианихова Л.Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983. 12. Основы эстетического воспитания / Под ред. А.К.Дремова. - М., 1975. 13. Селевко Г.К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993. 14. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.-М.: РИПКРО, 1996. 15. Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С.А.Герасимова. - М .1983 16. Ситник Л.П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий. - М., 1979. | |||||||||||||||||||
Просмотров: 1951 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |