Главная » Статьи » технологии |
Само это слово - «технология» - пришло из технического мира и наиболее привычное
отношение имеет к производственному процессу Оно происходит от греческих techno – это значит
искусство, мастерство, умение и logos
– наука, закон. Дословно «технология» –
наука о мастерстве. Задача
технологии как науки
заключается в выявлении физических, химических, механических и других
закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее
эффективных и экономичных производственных процессов. В
широком смысле, технология —
это наука о законах функционирования любой сложной системы: производство,
социум, образование и др. Понятие «технология» включает три составляющих части: -Информационную
(содержание – «что?») - основополагающие принципы системы - научность,
доступность, перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.; -Инструментальную
(ресурсы – «чем?») - инструменты, необходимые для реализации проекта; их состав
многообразен, от материально-технических до человеческих. -Социальную
(кадры – «кто?») - «реализаторы» (кадры и требования к ним). Эти составляющие технологии тесно
взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной из них требует соответственного
изменения других. В
узком смысле, технология -
совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств,
формы сырья в процессе производства. Наука о способах воздействия на сырье,
материалы, соответствующими орудиями производства. В образовании это означает
совокупность методов воздействия на учащихся в учебном процессе. М. Чошанов обращает внимание на характерные признаки технологии: -технология - категория процессуальная; -технология может быть представлена как
совокупность методов изменения состояния объекта; -технология направлена на проектирование и
использование эффективных и экономичных процессов. Всякая сознательная практическая
деятельность, в том числе и педагогическая, имеет свою логическую структуру,
благодаря которой и она может быть поэтапно расчленена и последовательно
реализована, кроме того, любая деятельность представляет собой систему техники
личного и коллективного труда, предполагающую определенную логику, рационально
осуществляемых и сменяющих друг друга действий и операций. Речь, как видим,
идет о технологии сознательной, целенаправленной деятельности, в нашем случае -
о технологии обучения, воспитания, внутришкольного управления. Именно в этом
смысле технология входит в социальную сферу. Понятие «технология»
имеет отношение к любой практической деятельности, где требуется ответить на
вопрос: «как эффективно и рационально достичь результата?». Оно охватывает все
сферы жизни человека и каждому
профессионалу дает мастерство, которое оттачивает его умения, и включает три
составляющих: · содержание –
«что?» - основополагающие принципы системы – научность, доступность,
перспективность, последовательность, связь с практикой и т.д.; · ресурсы
– «чем?» - инструменты, необходимые для
реализации проекта; их состав многообразен, от материально-технических до человеческих. · кадры
– «кто?» - «реализаторы» (кадры и требования
к ним). Эти
составляющие технологии тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, изменение одной
из них требует соответственного изменения других. Обратимся к пониманию технологии в
педагогическом аспекте. Еще Я.-А.
Коменский стремился найти такой общий порядок обучения, при котором
«все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы…, также приятно и радостно, как
приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой
верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте». Бурный
технологический прорыв начался на уровне осмысления и проектирования
образовательного процесса. В
конце 50-х годов в США и Англии
появилось специальное направление – педагогическая технология, призванное
обеспечить решение поставленных выше вопросов. В 70-80-е годы оно получило распространение во всех
развитых странах, в том числе и в СССР. Сегодня интерес к педагогическим
технологиям с их прикладным характером выделился в отдельную область образовательной
деятельности. Это
объясняется тем, что провозглашенные в прошлые годы целевые установки на
«повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» зачастую
оставались на уровне деклараций, не изменяя
реального положения дел на практике. Поэтому возникла масса вопросов: как
гарантировать достижения целей? Как достичь запланированных результатов? Как
повысить эффективность образовательного процесса? Поиски ответов на эти вопросы
привели к попытке ученых и практиков «превратить обучение в своего рода
производственно-технологический процесс с гарантированным результатом». Термин «педагогическая технология» в
отечественной педагогической науке появился недавно. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка
технизации учебного процесса. Первой ласточкой педагогической технологии в этом
ее понимании явилось программированное обучение (70-80-е годы). До этого
педагогика пользовалась терминами «дидактика» и «методика». В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним
дидактики или методики преподавания, что не соответствует действительному
смысловому объему данных понятий. Попытаемся
понять, что представляют собой привычные нам «дидактика» и «методика» и что
значит такое нововведение, как «образовательная технология». Дидактика
– теоретическая
и нормативная наука, определяется как: · раздел педагогики, излагающий общую теорию
образования и обучения; · теория образования и обучения, отрасль
педагогической науки. Предмет
дидактики –
содержание образования и организация процесса обучения; обучение, как средство
образования и воспитания, т.е. взаимодействие преподавания и учения в их
единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение учащимися содержания
образования. Более полно предмет дидактики можно определить как цели,
содержание, закономерности, методы и принципы обучения. Задачи
дидактики
состоят в том, чтобы описывать процесс обучения и условия его реализации, а
также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, т.е. новые
технологии. Традиционная
дидактика создает теорию обучения, направленную на разработку методических
приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс
усвоения знаний, умений, навыков учебной деятельности. Таким образом, дидактика оперирует общими
вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более
общей дисциплиной. Методика – опытно-экспериментальная наука о
закономерностях организации массового процесса обучения, определяется как: · совокупность способов, методов, приемов
проведения занятий, практического выполнения чего-либо; · учение о методах преподавания той или иной
науки. Это
– частная дидактика, т.е. теория обучения определенному учебному предмету. Каждая методика включала в себя в той или
иной степени элемент технологичности.
Методика отвечает на вопросы «чему,
зачем и как учить?», а технология – только на последний, но с существенным
дополнением – как учить результативно? В этой логике, понятие «методика» шире
понятия «технология», так как включает в себя и
вопросы образовательной политики, в том числе выбор технологий для
целесообразного проведения работы, для достижения поставленных образовательных
целей. Таким образом, одной из задач методики
является выявление критериев, позволяющих в конкретных условиях обучения
избрать адекватную технологию Если
говорить о технологии, то в переводе это означает искусство и трактуется как
совокупность методов. Технология
отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью
результатов. Методика возникает в результате обобщения
опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же
проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не
предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть
процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона.
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в
состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав
методик обучения. Анализ работ отечественных и зарубежных
авторов (В. Беспалько, Б. Блума, М. Кларина, И. Марева, М. Чошанова, В.
Гузеева, Г. Селевко, В. Сластенина и др.) по проблемам педагогических
технологий позволяет выделить наиболее существенные признаки, присущие именно
педагогической технологии и отличающие ее от дидактики и методики: · оптимизация,
показывающая
качественный скачок объекта; · диагностичное
целеобразование,
предполагающее гарантированное достижение целей и эффективность процесса
обучения; · концептуальность, определяющую опору на научную концепцию; · системность, т.е. каждая технология должна обладать
признаками системы: целосность и взаимосвязь частей; · новизна; · управляемость – предполагает возможность диагностического
целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную
диагностику, коррекцию результатов; · результативность, т.е. гарантированное достижение целей и
эффективность процесса обучения; · экономичность – выражает качество педагогической технологии,
обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижение
запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени; · алгоритмичность,
целостность, проектируемость, отражающие различные стороны идеи
воспроизводимости педагогических технологий; · информационность; · воспроизводимость, подразумевающую возможность повторения в
других образовательных учреждениях другими педагогами; · корректируемость
– предполагает
возможность постоянной оперативной обратной связи,
последовательно ориентированной на четко определенные цели; · визуализации
– затрагивает
вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной
техники, а также конструирования различных дидактических материалов и наглядных
пособий; · эффективность, т.е. соотношение затрат и результатов. Основное отличие педагогической,
дидактической и методической системы состоит именно в мере выраженности каждого
признака. Если в педагогической технологии эти признаки выражены наиболее
сильно, то в педагогической, дидактической и методической системах они могут быть выражены слабо или же отсутствовать
вовсе. Кроме того, между этими категориями существует иерархия, которую В.П.
Беспалько выразил схематично:
Технология обучения – это прикладная
дидактика. Она реализует идеальный процесс обучения в конкретных условиях и
отражает реальную деятельность педагога и ученика. Технология обучения как прикладная наука
претворяет в учебный процесс достижения современной дидактики. Дидактика сама
по себе не может являться общей технологией обучения, как и все
основополагающие науки. Задача технологии обучения в основном
сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы
преобразовать в эффективные методы обучения и создавать необходимые условия для
их применения при соответствующих формах и технических средствах. Не всякая педагогическая теория или методика
достигает технологического уровня, то
есть может быть представлена в виде последовательности действий и операций, а
также может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым
педагогом. Поэтому проектирование педагогической технологии предусматривает
разработку теоретической концепции, выделение этапов деятельности обучающихся и
педагога, последовательность выполнения которых соответствует логике технологии
и обеспечивает достижение запланированных результатов. Понятия
«педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом: 1. Педагогическая технология – это
содержательная техника реализация
учебного процесса (В.П.Беспалько). 2. Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок
функционирования всех личностных, инструментальных и методологических
средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). 3. Педагогическая технология – это описание процесса достижения
планируемых результатов обучения (И.П.Волков). 4. Педагогическая технология – это продуманная
во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению
учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя (В.М. Монахов). 5.
Педагогическая
технология – совокупность
психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств;
она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса
(Б.Т. Лихачев). 6. Педагогическая технология – это системный метод создания, приме нения и
определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей
оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Выделим отличительные
признаки понятия «педагогическая технология»: · в основе педагогической технологии лежит
конкретная методологическая позиция
автора; · функционирование технологии предполагает определенный порядок всех педагогических
действий, обеспечивающих достижение планируемых результатов; · реализация
технологии предусматривает совместную
деятельность педагога и обучающихся в учебном процессе с обязательным
обеспечением индивидуального и дифференцированного подходов на основе
активности, общения и саморазвития; · педагогическая технология должна быть
посильной для осуществления любым
педагогом в любом учебном заведении; · психологическая
сущность педагогической
технологии – планирование учебного процесса «от ученика», то есть обучение
должно быть психологически ориентировано, содержать определенные
диагностические процедуры для измерения результатов деятельности. Таким образом, в основе
педагогической технологии лежит идея полной управляемости образовательным
процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного
воспроизведения. Современная педагогика тем самым стремится встать в ряд
научных дисциплин, для которых главной задачей является точность и
предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Следовательно, проектирование технологий предполагает следующие операции по
разработке: · постановка
диагностических целей,
которые выражены в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т.п.); · теоретическое
обоснование (концепция – описание
педагогического процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного
достижения замысла и вариант окончательного результата); · этапы осуществления педагогического процесса
(разделение учебного материала на элементы с закрепленными результатами на
каждом из них и установленными преемственными связями); · средства,
методы, инструменты для
осуществления педагогического процесса; · критерии
и методы определения результатов технологического замысла. Среди
педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно
выделить следующие: ·
универсальные – пригодные для
преподавания почти любого предмета; ·
ограниченные – пригодные для
преподавания нескольких предметов; ·
специфические - пригодные для
преподавания одного – двух предметов. Практически
все известные педагогические технологии можно поделить на следующие группы по
идеям, которые лежат в основе их создания. I группа –
личностно-ориентированные технологии, главная установка которых – уникальность,
целостность личности, способной на осознанный выбор в разнообразных жизненных
ситуациях. Это технологии сотрудничества, коллективной творческой деятельности,
игровые, клубные и другие. II группа – это технологии
управления познавательным процессом. В их основе – четкая дозировка учебного
материала, его постепенное усвоение, поэтапный контроль и оценивание. Это
блочно-модульные, проблемно-модульные, развивающие, а также многие
программированные, информационные технологии (Шаталов В.Ф., Эрдниев П.М., В.И.
Занков, В.И. Давыдов, Кэролл и Блум). III группа – технологии «свободного
воспитания». В их основе лежит проектирование образовательного процесса «от
ребенка», от его способностей, потребностей и мотивов. Задача педагога состоит
в создании условий, среды, обеспечения для развития и обучения ребенка, доверие
к его личному опыту, потенциальным возможностям. Это гуманно-личностное
обучение, «ненаправленное» обучение, семейная школа, технология автодидактики и
витагенного обучения (Ш.А. Амоношвилли, А.С. Белкин, др.). IV группа – технологии, преодолевающие
формализм школы. В их основе лежат идеи критики нормирования и формализма
содержания обучения, режима дня, власти преподавателя, классной формы селекции
детей по возрасту и т.п. Это дистанционное и концентрированное обучение,
парковая технология, артпедагогика и др. V группа – техногенные технологии, которые
мало изучены: суггестия, обучение во сне, гипнотическое обучение, медитации,
аутотренинги и.др. Но возникает вопрос: не противоречит ли понятие «образовательная технология» самой
концепции дополнительного образования? С одной стороны, мы провозгласили курс
на свободное самоопределение личности, на самореализацию ее возможностей в
дополнительном образовании, а с другой стороны, стараемся создать строгую
организационную модель учебного процесса и выстроить порядок функционирования
всех личностных, инструментальных и методологических средств для достижения
наилучших результатов. | |||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 4060 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |