Главная » Статьи » технологии

Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей

Изучение педагогического опыта деятельности внешкольных учреждений Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

Известно, что можно выделить два уровня способностей:

·                        репродуктивный;

·                        творческий.

Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.

Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности.

В психологической науке существует ряд проблем, которые являются актуальными, и интерес к которым сохраняется на протяжении многих лет. Одной из таких проблем является креативность (творческость). Проблема креативности является одной из основных для психологии личности в ее развитии. Огромный интерес к ней обусловлен острой социальной потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности в целом. Именно эта потребность оправдывает разработку многих и многих теорий креативности.

Существуют различные подходы к определению истоков креативности, и чаще всего творческость отождествляют с интеллектуальными достижениями. Креативность считается многими авторами (Ф. Баррон, Е. П. Торренс, Дж. Гилфорд, С Медник и др.) одной из составных частей интеллектуальной одаренности. Взгляды на природу креативности менялись на протяжении многих лет, однако единым было то, что креативность рассматривали как аспект интеллекта, поэтому определяющей характеристикой является успешное решение поставленной задачи. В качестве отдельного направления исследований креативности может быть выделен личностный подход, в рамках которого исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творческих людей. К этому направлению могут быть отнесены работы К. Тэйлор, К. Косе, Э. Роу и других. В современных исследованиях предпринимается попытка преодолеть ограниченность указанных подходов, креативность признается многоугольным явлением, включающим как интеллектуальные, так и неинтеллектуальные (личностные, социальны) факторы.

Такой подход к креативности, как к интегральному явлению, был осуществлен А. М. Матюшкиным, выдвинувшим концепцию креативности как общей психологической предпосылки творческого развития. В соответствии с этой концепцией выделяют следующие структурные компоненты: доминирующая роль внутренней мотивации; исследовательская творческая активность, выражающаяся в постановке и решении проблем; возможность достижения оригинальных решений и действий; способность к созданию эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. На наш взгляд, эта концепция наиболее полно представляет все важные аспекты, содержащиеся в структуре креативности.

При всем имеющемся многообразии подходов в изучении творческости ее суммарная характеристика заключается в том, что креативность - это способность создавать нечто новое, оригинальное.

Проанализировав многочисленные работы (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, К. Роджерса, К.Е. Изарда, Э. Эриксона и др.) и взяв за методологическую основу идеи А.М. Матюшкина, мы постарались определить ряд условий, стимулирующих развитие творческой направленности личности ребенка.

Проблема развития личности средствами творчества непроста, противоречива и многоаспектна. Сложность заключается в сущности этого явления, так как у психологов и дидактов складываются разные точки зрения на само понятие «креативность».

Сущность творчества понимается представителями различных областей знания почти одинаково. Оно заключается в создании человеком в процессе деятельности чего-то нового, противоположного шаблонному, застывшему, стереотипному; он овладевает и перерабатывает уже существующую информацию, опыт только ему присущим путем, созидая и себя как личность.

Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. (Философский словарь).

Творчество, по замечанию Л.С. Выготского, есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество, как считает Н.В. Кларин, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, направленность на достижение творческого результата.

В своей работе мы придерживаемся точки зрения Н.К. Винокуровой (к.п.н., МПГУ) и рассматриваем творчество как деятельность, отличающуюся неповторимостью, оригинальностью, ведущую к созданию качественно нового или к открытию относительно нового, социально ценного и уникального (для данного времени, для самого субъекта).

Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.

«Деятельность учащихся, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, делают «открытие для себя», представляет собой творчество» (Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990, с. 10).

Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечал: «Субъект в своих деяниях, в ак­тах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть. направлением его деятельности можно определить и формировать его самого... В творчестве созидается и сам творец». (С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. - 1986. - №4. - с. 106). Из сказанного выше ясно, что творчество - особенного рода сверхдеятельностное отношение субъекта к миру и к себе самому, отношение ко всему сущему, как могущему быть иным.

В соответствии с этим творческая деятельность - поиск оригинальных решений поставленной задачи. Творческой деятельностью, пишет Л.С. Выготский, мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно – будет ли это вещью мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.

Говоря об условиях потенцирования творческости, необходимо напомнить, что именно дошкольное детство (3—7 лет) — наиболее сензитивный период для развития творческого потенциала. Творческая активность зарождается я совершенствуется в контексте реальной жизнедеятельности ребенка. И в этом смысле велика роль взрослого, от него зависит, будет ли реализован творческий потенциал, сможет ли он проявиться во всем своём многообразии. Поэтому для развитая творческих способностей ребенка первостепенное значение имеет семейная микросреда. Затем, по мере взросления, ребенок вступает во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: учителями школы, педагогами дополнительного образования и др. Все эти отношения обеспечивают развитие творческой личности.

Творческую активность человека невозможно понять, не выяснив источники, побудительные силы этого явления. Наибольшей эффективности достигает максимально организованная и целенаправленная деятельность, что обеспечивается принципом доминанты, иерархией мотивов активности личности. Такая направленность определяет стиль, характер, особенности поведения, деятельности человека.

В роли мотива могут выступать потребности, интересы, эмоции и т.д. Необходимо заметить, что в иерархии мотивов активности человека высший уровень занимает потребность в самоактуализации. Человек стремится сделать то, что до него еще никто не делал, сделать это настолько хорошо, насколько это возможно. В процессе деятельности потенциальные мотивы его активности превращаются в актуальные, продуцируются новые. Потребность становится установкой, намерения - действиями, отношения - поступками.

Наибольшую способность к творческой деятельности замечают у детей, не обладающих сколько-нибудь существенными знаниями, навыками. Закладывание творческих способностей происходит до усвоения ими репродуктивных знаний и навыков.

Для ребенка творческая деятельность является особой формой чувственно-эмоционального восприятия мира. В его сознании не существует четкой грани между миром реальным и миром идеальным. Предметный мир для него как субъекта творчества - это единственно возможная реальность, в которой сглаживаются все острые углы, где все предельно понятно. Творческая деятельность для него - это своеобразное объяснение мира (пусть даже и не имеющее ничего общего с реальностью). Для ребенка эта форма деятельности является, пожалуй, единственным способом защиты от непонятного и жестокого мира; он пребывает в комфортной среде, созданной им самим, исходя из его потребностей и. стремлений.

Художественное творчество является для ребенка формой оформления реаль­ности при помощи визуальных образов. Возможно, здесь имеет место процесс «воспоминания о пережитом и творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка». (Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967, с.7).

Современное всеобщее образование представляет собой «культурный конвеер», который загоняет человека в рамки определенных предписаний, требований, норм, в результате чего происходит уравнивание, приучение думать одинаково. Происходит глобальное интеллектуальное программирование. Но человек не является трансформатором, призмой или накопителем среды, в которой живет. Он активен в выборе и обработке информации о мире и о себе, он не только отражает, но и преображает среду и самого себя, творит новое. Все эталоны, понятия преломляются в той или иной мере в сознании отдельного человека, который сравнивает с тем, что им пережито и осмыслено. Так, ярким примером творческой деятельности служит процесс понимания материала, который включает его преобразование (составление прогнозов, членение на составные части, выявление их взаимосвязи, осознание внутреннего строения материала). Установка на творчество формирует специфическую ценностную ориентацию, выражающуюся в эстетическом отношении к действительности, что само по себе уже есть творческий акт, представляющий отбор впечатлений, которые соответствуют интересам личности. Для становления творческой индивидуальности большое значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает свое, отличное от других, восприятие мира.

Таким образом, анализ теоретических и эмпирических исследований дал нам возможность определить наиболее эффективные условия для формирования творческой личности:

1. Признание безусловной ценности ребенка.

В учреждении дополнительного образования детей создаются условия для развития, способствующие творчеству, если позволяют ребенку ощущать свою значимость и самоценность во всех проявлениях, независимо от его состояния и поведения в прошлом или настоящем. Такое отношение возможно лишь при искренней вере в потенциальные возможности ребенка, веры безо всяких условий.

2. Создание обстановки безоценочного принятия ребенка, ситуаций, в которых отсутствует внешнее оценивание.

Когда мы перестаем судить о ребенке с точки зрения нашей собственной системы ценностей, мы способствуем творчеству. Ведь оценивание всегда воспринимается как угроза, приводящая к необходимости прибегнуть к одной из защит, что означает невозможность осознания определенной части опыта. Отсутствие оценивания не означает, что педагог дополнительного образования никак не реагируем на то, что ребенок произвел. Можно сказать: «Мне не нравится твой поступок. Я огорчена», - и это будет конструктивнее и эффективнее следующего.  «То, что ты делаешь - это плохо. Ты дурно поступил». Действие, поступок - лишь одно из многих проявлений личности. И они никак не тождественны. Никогда нельзя оценивать личность ребенка в целом негативно, это отдаляет его от возможности быть творческим.

3. Творчество развивается при условии предоставления ребенку свободы выражения.

Это означает, что педагог дополнительного образования, занимающийся развитием, должен способствовать выражению самого сокровенного у ребенка, его мыслей, чувств, состояний и действий. Это создаёт условия для открытости, а также для причудливого и неожиданного сочетания образов, понятий и значений, что является частью творчества.

4. Креативность способна развиваться и реализовываться через проявление собственной индивидуальности ребенка. И в этом контексте важна разрешающая и поощряющая, активизирующая исследовательскую деятельность ребенка позиция взрослых. Иными словами, позиция, обеспечивающая психологическую безопасность, физическую и эмоциональную поддержку ребенку со стороны взрослых. Выражать позитивные ожидания, надежду на успех, веру в способность ребёнка к достижению надситуативных целей.

5. Творчество начинается в игре. Именно в ней развиваются такие важные предпосылки креативности, как интерес, воображение, формируется умение проявлять свою творческую инициативу, активизируются процессы, формирующие наглядно-образное мышление, в основе которого лежит манипулирование образами. И здесь необходима помощь взрослого в организации и в реализации замысла игры, стимулирования их разнообразия. Именно предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому оказывает решающее влияние на развитие его способности к переживанию интереса, удивления, ситуации новизны.

Таким образом, семья, школа, внешкольное учреждение призваны сформировать в ребенке потребность в новом - в новых впечатлениях, новых формах самовыражения. Ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности.

Творческую личность может развивать творческая личность. Проблема педагогического творчества до недавнего времени в большей степени была предметом изучения психологической науки. Педагогический аспект проблемы нашел отражение в работах таких авторов, как В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров, В.П. Пархоменко, М.М., Поташник, Р.Х. Шакуров и др. Педагогическое творчество рассматривается в основном в направлении изучения сущности и специфики педагогического опыта и мастерства педагога дополнительного образования. Сегодня стержневыми направлениями развития педагогической практики являются творческие приемы обучения, обучение творчеству и посредством творчества, что составляет значительный аспект научного познания.

Центральной фигурой любого творческого процесса является личность творца, которая признается за таковую сообществом, в котором она функционирует. В центре педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей  на современном уровне развития системы обра­зования стоит талантливая личность ученика, обучаемого творческим педагогом. Стиль взаимоотношений педагога и ребенка иной, чем был еще несколько лет назад. В нем присутствует мотив ответственности обеих сторон. Педагог отвечает за должный образовательный уровень своего ученика, а ученик отвечает за свою готовность и подготовленность к продолжению обучения, за свою образованность и воспитанность. Обоюдная ответственность в процессе обучения определяет раз­витие творческих качеств педагога и учащегося.

Творческий педагог обладает чертами, которые можно охарактеризовать как «универсальные» и «функциональные». Первые обеспечивают общую подготовку ученика и так называемую «академическую». Вторые приобретают популярность в последние годы, так как функциональная грамотность педагога много значит в процессе обучения детей. Творческий педагог – это, прежде всего, зрелый мастер своего дела, подготовленный и компетентный, образованный и развитый как личность, ибо воспитать личность может только личность. Функциональная компетентность, функциональная развитость входят в творческую характеристику современного педагога и обозначают осознанное понимание своих социальных и культурных функций в общей системе образования, своих педагогических, сугубо конкретных функций в процессе обучения школьников и владение приемами и методами функциональной культуры, которая обеспечивает успешное взаимодей­ствие педагога с учениками, преподаваемым предметом, коллегами, всей системой школьной жизни.

Помимо основных качеств, существуют дополнительные признаки педагогического творчества:

·     осознанное отношение к возникающим педагогическим проблемам;

·     умение обобщать факты, данные и анализировать их, делать соответствующие выводы для поступательного продвижения вперед;

·     поиск строго научного обоснования возникшей педагогической проблемы и строгий отбор и подбор методов и средств ее реализации на практике;

·     способность на личностную ответственность и педагогическое прогнозирование;

·     понимание единства науки и практики по К.Д.Ушинскому;

·     умение видеть воплощение ведущих педагогических идей в собственной практике преподавания;

·     открытость собственного педагогического опыта лучшему и должному в педагогической науке, но способность ограждать свой опыт от того, чтобы в нем нашли себе место любая авантюра, непроверенный, ложный путь обучения, любая, мало стоящая новизна;

·     динамизм и гибкость, помогающие принимать верные и быстрые решения в практике общения с учащимися, в ситуациях непонимания, конфликта, конфронтации;

·     способность к напряжению собственного внимания и воспитание аналогичного качества в своих учениках;

·     умение видеть свою роль и роль своего учебного предмета в общеобразовательной и специальной подготовке учащихся;

·     чутье ко злу (И.А. Ильин) и сопротивление ему силою;

·     без идеи самосовершенствования самого педагога, его учеников и в целом процесса обучения любое творчество становится или бессмысленным, или злою силой, лишающей людей радости жизни.

Педагоги, работающие творчески, отличаются огромной любовью к ученикам и способны привить им страстную любовь к знаниям, как это делал философ  А.Ф. Лосев. Он советовал: прежде чем стать учеником, надо полюбить, полюбить жизнь и знание, процесс познания и предмет, который является для тебя особенно интересным. Без любви к жизни и ее красоте ни один творец не состоится, утверждали А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский, Ж.А. Пуанкаре и Вл. И. Вернадский.

У творческих педагогов ярко проявлен интерес к универсальным знаниям, и они обеспечивают своим питомцам основательную школьную подготовку. Но кроме этого, они пробуждают способность наблюдать жизнь, развивают познавательный интерес, интеллект и эмоциональную культуру личности своего ученика, уделяя внимание всем и каждому в отдельности.

Характерно, что творческие педагоги менее изобретательны в актах разрушения и отрицания, но они более сильны в созидании, в организации помощи к учащимся и коллегам, в преобразовании педагогического процесса с целью достижения позитивного результата. Благодаря высокому уровню интеллигентности,  творческий учитель способен сам удивляться, быть восприимчивым к новым идеям, методам решения насущных педагогических задач. Он способен создавать на уроке созидательную среду, верно определять для себя приоритетные цели, сверять их с универсальными педагогическими образцами. По-настоящему творческий учитель не завидует, не конфронтирует с товарищами по труду, тем более с учениками. Продуктивность работы творческого педагога выше и эффективнее работы обычного учителя, несмотря на то, что он тратит много времени на обдумывание замыслов, на поиск новых профессиональных подходов и методов их осуществления в процессе преподавания своего предмета.

На основе изучения качеств творческой личности педагога нами выведены критерии готовности учителя к осуществлению творческой деятельности в процессе обучения школьников:

·                        высокая профессиональная компетентность, самостоятельность суждений, оперативность и смелость в принятии решения, совмещаемая с осторожностью и дальновидностью;

·                        бескомпромиссность в борьбе с негативными явлениями, страстность в защите интересов ребенка, его личности;

·                        сочетание просветительской функции со способностью улавливать и направлять на должное коллективную духовную энергию учеников;

·                        управление интеллектуально-эмоциональным напряжением учащихся класса, умение разрядить излишнюю напряженность шуткой, легкой педагогической игрой;

·                        стремление к достижению позитивного результата своего опыта;

·                        способность находить общие взаимосвязи и узнавать «большие линия культуры» (В. Конрад) в своем предмете, умение опираться на лучшее в своем и чужом опыте;

·                        требовательность к себе, упорство в труде, стремление к пониманию сути педагогической реальности.

Помимо творческих педагогических способностей, любой педагог должен работать над развитием специальных приемов работы, помогающим добиваться поставленных перед собой и учащимися целей. Он должен постоянно интересо­ваться здоровьем своих учеников, их интересами и предпочтениями, но не забывать и о своем здоровье. Умение слушать и слышать, о чем говорят школьники, о чем они хотят поведать учителю, - это тоже немалое педагогическое искусство.

Работа педагога во многом зависит от контингента учащихся, поэтому чрезвычайно важно продумать вопрос комплектования учебных групп и детских коллективов. Позитивные результаты достигаются в том случае, когда индивидуальная развитость сочетается с коллективной и направляется разумным педагогом на дальнейшее развитие, шлифуется и совершенствуется. Детское сообщество обладает, при верно организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью, ведь всякое творчество - это продукт синтеза разных сознаний и моральных сил многих людей. Разумный творческий педагог направляет эту силу и мощь на решение насущных вопросов внешкольного бытия, придает коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный эмоциональный настрой. Но соревновательность должна носить легкий характер. Нельзя все приводить к общему результату, как нельзя выпячивать отдельных учеников в ущерб остальным. Другими словами, нельзя делать упор на личность в оценке ее результатов, а больше внимания уделять самим результатам и работе, которую проделала личность, чтобы их добиться, как нельзя порицать того или иного ученика, давая ему негативные характеристики. Умный педагог всегда дает оценку работе ученика, работе всего класса, работоспособности в усилиям, кол­лективной слаженности и индивидуальным достижениям.

Итак, творческий педагог закладывает основы дальнейшего всестороннего развития личности ребенка. Специфическая функция творческого педагога состоит в его способности увидеть ребенка не таким, каков он есть, а таким, каким он может стать при бла­гоприятных обстоятельствах, в умении научить методам и приемам преодоления неблагоприятных условий, в которые может попасть выпускник, научить его самообразованию и сопротивлению злу силою своего творчества.

Педагоги дополнительного образования, поощряющие независимость и самостоятельность, оригинальность, стимулирующие познавательные ориентации и исследовательскую активность у детей, спо­собны пробудить в них любознательность, поисковую активность, а значит, творческую направленность личности. Наставники, которые сами охотно принимают новый опыт, скорее передадут своим детям подобное отношение к окружающему, будут способствовать развитию инициативности вместо опустошающего, порождающего боль и страдание чувства вины.

Именно учреждение дополнительного образования должно создавать различного рода социокультурные стимулы. К ним относятся и посещения филармоний, консерваторий, выставок, театров, опер, балета, что позволяет ребёнку вживую соприкоснуться с художественным творчеством. Наряду с выше перечисленными условиями очень важно формировать в ребёнке чувство ответственности. Именно свободная ответственность - возможность быть собой - способствует развитию внутреннего источника творческой активности и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для его реализации.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ проблемы позволяет сделать вывод о том, что среда учреждения дополнительного образования детей может обеспечить вышеназванные условия, которые станут стимулами развития творческого потенциала личности обучающегося.

В условиях учреждения дополнительного образования творческая деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит для ребенка бесследно, так как совершенствуются его качества как творческой личности. Характерно, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого решения. В художественно-прикладном или техническом творчестве это означает создание новых произведений искусства, техники или оригинальную интерпретацию уже существующих образцов.

В связи с этим различают следующие обобщенные творческие способности личности:

·                        самостоятельное видение проблемы;

·                        умение перенести знания, умения, навыки в новую ситуацию;

·                        видение новой стороны в знакомом объекте;

·                        умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности в новые.

Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.

 

 

Категория: технологии | Добавил: Luxs (21.10.2013)
Просмотров: 4660 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: