Главная » Статьи » Уроки ИЗО в СКОШ |
1. Натурные объекты (кувшины, чайники, вазы, настольные лампы, книги, муляжи фруктов, овощей, булок, цветы, листья деревьев и т.п.). 2. Модели геометрических тел (из гипса, дерева). 3. Модели гипсовых голов, частей головы человека и т.д. 4. Альбомы репродукций по творчеству художников, коллекциям произведений изобразительного искусства в художественных музеях и галереях. 5. Учебные наглядно-методические таблицы по основным разделам предмета "Изобразительное искусство”. 6. Комплект диафильмов и диапозитивов по предмету "Изобразительное искусство”. 7. Раздаточные материалы для учащихся - наборы открыток с репродукций художников. Обзор программ по изобразительному искусству. Согласно базовому инвариантному уровню содержания образовательной области "Искусство” используются следующие федеральные программы: 1. "Изобразительное искусство”. 1-9кл. (В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Н.М. Сокольникова и др.). 1994. "Просвещение”. Основные задачи курса - развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание у детей интереса и любви к искусству. Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю. 2. "Изобразительное искусство и художественный труд”. 1-9кл. (Под рук. Б.М. Неменского). 1994. "Просвещение”. В программе выделены три способа художественного освоения действительности: изобразительный, декоративный и конструктивный. Ставится задача духовного развития личности. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью. Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю. Обе программы обеспечены методическими рекомендациями, учебно-наглядными пособиями, набором слайдов и другими материалами. Вариативная часть базисного учебного плана позволяет увеличивать количество часов на предмет "Изобразительное искусство”. В этом случае наряду с указанными федеральными программами могут использоваться следующие программы: 1. "Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства”. 1-4 и 5-8кл. Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. (Под рук. Т.Я. Шпикаловой). 1996, 1997. "Просвещение”. Программа интегрирована на основе изобразительного искусства и художественного труда. Ставиться задача формирования у школьников целостной эстетической культуры. Программа структурно состоит из четырех разделов: "Основы художественного изображения”, "Орнамент в искусстве народов мира” (построение и виды), "Народный орнамент в России” (творческое изучение в процессе изображения), "Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством” (основы художественного ремесла). Данный курс предназначен для изучения в 1-8кл. от 1 до 4 часов в неделю. 2. Сборник программ. 1995. "Просвещение”. · "Рисунок”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, А.Е. Близнюк); · "Живопись”. 1-11кл. (В.С. Кузин, С.Е. Игнатьев, Э.И. Кубышкина, П.Ю. Коваленко); · "Композиция”. 1-11кл. (Н.М. Сокольникова). Для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Программы предусматривают все основные виды работы по рисунку, живописи, композиции: наброски и зарисовки, длительные рисунки, работу по памяти и по представлению, творческие композиции и иллюстрирование. Большое внимание уделяется знакомству с работами выдающихся художников прошлого и настоящего. Каждая программа рассчитана на 1-4 часа в неделю. При изучении искусства на полихудожественной основе можно использовать: 3. Сборник программ интегрированных курсов "Искусство”. (Под ред. Б.П. Юсова). 1995. "Просвещение”: · "Изобразительное искусство и среда (природа, пространство, архитектура)”. 1-11кл. (Л.Г. Савенкова). Задача программы - приобщить школьников к пониманию и к самостоятельной осознанной деятельности по созданию художественно организованного пространства. Художественная организация Среды рассматривается как процесс, объединяющий законы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладного и народного творчества в преломлении через композиционное структурное преобразование внутреннего пространства и внешнего окружения человека, исходя из его духовных и материальных потребностей. Человек в данном случае - центр композиции. Изучается 1-2 часа в неделю. · "Космос театра”. 1-11кл. (Т.Г. Пеня). Программа раскрывает специфику театрального искусства как искусства человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам человек. Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию детей средствами театра. Организация процесса лежит на плечах педагога-режиссера, который на всех этапах является соавтором, сотворцом ученика. Изучается 1-2 часа в неделю. · "На пути к образу” (для старших школьников) (Т.Г. Пеня). Основной целью программы является раскрепощение личности, развитие универсальных способностей человека (в том числе воображения, ассоциативно-образного мышления, эмоциональной отзывчивости), обогащение его духовного опыта через знакомство с методикой театрально-творческой деятельности на основе интеграции искусств. Ведущим принципом программы является педагогически организованный процесс общения, который рассматривается широком смысле как явление культуры. Изучается 1-2 часа в неделю. · "Сказка игры” (для подготовительных классов) (Т.Г. Пеня). Цель программы - активизация процесса художественно-творческого развития учащихся подготовительных классов посредством комплексного взаимодействия искусств. Программа предполагает игровую форму проведения занятий, которая носит обучающий и воспитывающий характер. Содержание предусматривает взаимосвязь с уроками изобразительного искусства, музыки и чтения. Отправной точкой каждого занятия является восприятие одного из видов искусства: изобразительного - 1 этап занятий, литературы - 2 этап, музыки - 3 этап. Таким образом, ведущим принципом взаимодействия искусств на занятиях является принцип перевода произведений из одного художественного ряда в другой. Изучается 1-2 часа в неделю. · "Интегрированные уроки искусства”. 1-4кл. (В.В. Алеев, Т.И. Науменко). Программа используется наряду с действующими по музыке и изобразительному искусству (а также в рамках одного из этих предметов). Принципы построения интегрированных уроков направлены на формирование у школьников целостного представления об искусстве как важнейшей области художественной деятельности человечества. Это находит выражение в способах организации урока, основанных на комплексном использовании произведений музыки, живописи, литературы; в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы-образы, темы-ситуации, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческие способности. Изучается 1-2 часа в неделю. Все учебные программы имеют: · пояснительную записку, в которой определены основные цели и задачи учебного предмета, его воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения учебной программы; · содержание программы: тематический план, содержание тем, возможные виды занятий; методические указания, касающиеся оценки знаний, умений и навыков учащихся; Нормативные документы и учебно-методическая литература к курсу "Изобразительное искусство”. 1. Каспржак А.Г., Левит М.Б. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. Сер.: Библиотечка директора школы. - М.: МИРОС, 1994. 2. О преобразовании искусства в общеобразовательных учреждениях. Методическое письмо от 23.11. 93 № 908/11//Общее среднее образование России: Сб. Нормативных документов 1994-95г.г./Сост. М.Р. Леонтьева, Н.Н. Гара, А.М. Водянский. - М.: Новая школа, 1994. 3. Примерные программы основного общего образования/Сост.А.М. Водянский, Н.Н. Гара. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1999. 4. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9кл./Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998. 5. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999. 6. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1993. 7. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990. 8. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 9. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 10. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 11. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997. 12. Живопись. Уроки изобразительного искусства/Сост. Л.А. Шитов, В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1995. 13. Зеленина Е.,Л. Играем, познаем, рисуем: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1996. 14. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1991. 15. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н. Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995. 16. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. 17. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. 18. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом. (1-Й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. 19. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997. 20. Искусство вокруг нас: 2кл. (1-3) и 3кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М. Просвещение, 1997. 21. Коротеева Е.И. Искусство и ты: 1кл. (1-3) и 2кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997. 22. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998. 23. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998. 24. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998. 25. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998. 26. Рисунок. Уроки изобразительного искусства/Сост. В.Н. Ларионов. - М.: Просвещение, 1994. 27. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник для студентов худож.-граф. пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1995. 28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: 5-8кл. В 4 ч. - Обнинск: Титул. Ч. 1: Основы рисунка. - 1996.Ч. 2: Основы живописи. - 1996.Ч. 3: Основы композиции. - 1996.Ч. 4: Краткий словарь художественных терминов. - 1996. 29. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 1кл.: Тетрадь творческих заданий: В 3 ч. - М.: АСТ, 1998. 30. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 2кл.: Тетрадь творческих заданий: В 3 ч. - М.: Просвещение, 1998. 31. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство: 1кл.: Метод. Пособие. - М.: АСТ, 1998. 32. Сокольникова Н.М. Волшебный мир. Изобразительное искусство; 2кл.: Метод. Пособие. - М.: АСТ, 1998. 33. Сокольникова Н.М. Художники, книги и дети: Кн. для учителя. - М.: Мегатрон, 1997. 34. Твоя мастерская; Тетрадь к учебнику "Искусство и ты”. 1кл. (1-3) и 2кл. (1-4)/Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С., Питерских и др.: Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1997. 35. Твоя мастерская: Тетрадь к учебнику "Искусство вокруг нас”. 2кл. (1-3) и 3кл. (1-4)/Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение | |
Просмотров: 917 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |